Елизавета Задорожная, студентка МГЛУ, вспоминает
Старая пожелтевшая фотография в рамочке… Меня всегда интересовало, чей портрет стоит на самом видном месте у бабушки на комоде. Однажды я спросила, чей это портрет. Бабушка покопалась на полках шкафа и достала маленькую папку, в которой были бережно собраны несколько писем, вырезки из газет и фотографии. Это папка – все, что осталось от бабушкиного отца – маминого деда – Хачатуряна Усика Гайковича.
Долгое время, мой прадед считался без вести пропавшим, а моя бабушка так и не увидела своего отца, потому что родилась в страшном августе 1941 года, когда ее отец уже был на фронте.
С первых дней, будучи военным хирургом, он ушел на войну спасать жизни советских бойцов. Читаю статью о нем в газете «Комсомолец» за 3 апреля 1966 года, которую бережно хранит наша семья. В ней рассказывается о судьбе моего прадеда, который в 1942 году попал в плен вместе со своим санбатом, потому что не мог бросить раненых и эвакуироваться вместе со всеми. Тяжелые испытания ждали его в плену: голод, холод, изнурительная работа - но и там, по словам его друзей, он старался помочь людям.
В феврале 1945 года с большой группой военнопленных Усик Хачатурян был переведен в Чехословакию. Здесь, несмотря на все запреты оккупационных властей, чехи приходили на помощь изможденным, разбитым людям.
В марте 1945 года Усик Хачатурян вместе со своими товарищами совершил побег из плена. Он попал в партизанский отряд, который базировался в близлежащем Властиборжском лесу, где вместе с другими подпольщиками готовился к боям за освобождение города Высоке над Изерой. Штурм начался первого мая. Уже к концу дня над городом развевалось красное знамя. Но 4 мая гитлеровцы, решившие создать в Чехословакии оборонительный плацдарм, бросили на Высоке сосредоточенные в соседнем городе Рокитнице части. Немцы ворвались ночью. В этом страшном ночном бою погиб в числе других мой прадедушка Усик Хачатурян. Погиб за пять дней до победы…
В музее города Высоке над Изерой бережно хранятся фотографии Усика Хачатуряна, его записки, воспоминания чешских воинов о собрате по оружию. Только в 60-ых годах мы узнали историю о моем прадедушке, благодаря Марии Сметановой, жительнице этого города, которая отозвалась на письмо моей бабушки и её сестры.
По прошествии двадцати лет в восемьдесят шестом году пришло официальное подтверждение из общества «Красный Крест», что это действительно могила моего прадеда. И бабушка, вместе с сестрой смогла наконец-то посетить её.
Когда теперь я прохожу мимо фотографии, всегда испытываю гордость, вспоминаю о подвиге своего прадеда.
Елизавета, спасибо большое!
Комментариев нет:
Отправить комментарий