Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Ученикам 11 класса. Ребята, готовимся к ЕГЭ. Задания выполнить до воскресенья (16.04.2017г).










Уважаемые посетители блога! Несмотря на то, что экзамен по русскому языку изменился (2017г.), задания, правила, которые понадобятся для сдачи ЕГЭ, здесь есть. Готовьтесь, все пригодится! Систематизировать и проверить свои знания можно в моем блоге "Все по силам!"

Предлагаю вам свой тест

  1. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?

    здание
    надзвездный
    подготовить
    безжалостно

  2. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

    исчез
    искоренить
    сгоревший
    здравствуй

  3. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?

    здешний
    известковый
    расставить
    несговорчивый

  4. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

    отбилась
    разбитый
    сзади
    подбодрить

  5. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие.

    преобразовать
    прибрежный
    преступник
    прикрывать

  6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «сопутствующее действие»?

    пританцовывать
    приезжать
    приветствие
    призадумавшись

  7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

    прислушиваться
    пререкаться
    приключения
    прилетевший

  8. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?

    причудливый
    притопывал
    премиленький
    пререкаться

  9. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «ПЕРЕ-»?

    прерывать
    преспокойно
    предполагать
    премьера

  10. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»?

    приглушенный
    прибрежный
    прицепиться
    притаившись



    

Рекомендации для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку.

              Повторим  лексические нормы. Тренажер

Правила работы с тренажером: первые 5 слайдов с заданием, где нужно выбрать верный ответ. Если ответ верный, появляется «веселый» смайлик, неверный – «грустный».
Следующие 5 слайдов, где нужно кликнуть на ответ, и он закрасится в зеленый цвет, если ответ правильный, в красный- неверный.

                                    

                 


                     

                                  


                        


                                   




                        

Примечание: при просмотре презентации, кликните на слайдах 9,10,11 на рисунки, прочитаете ответ.


Постановка точки с запятой в БСП, запятой в простом предложении. Познакомимся!


 Изучаем таблицы





Познакомимся с видеоуроком! 


Запомни!!!

• Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету. Например: Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой. (Стая поднялась, и стая испугалась).
• А вот употребить деепричастный оборот в односоставном предложении довольно трудно. Если в определенно-личном предложении это еще сделать легко, так как подлежащее несложно восстановить, то в случае с безличным предложением, где подлежащего нет и быть не может, это сделать сложнее
• Вы должны помнить, что употребление деепричастного оборота в безличном предложении возможно только при наличии инфинитива. Например: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.
• Если же деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, его употреблять нельзя, так как субъекты действия разные. Например: Убежав из дома, мальчик был найден родителями.


Синтаксические нормы

  1. Однородные члены предложения.
  • Не употребляются в качестве однородных членов полные и краткие формы имени прилагательного: друг давний и весьма хорош.
  • При двух или нескольких однородных членах неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления: любить и увлекаться спортом, помнить и верить в победу.
  • Нельзя в ряд однородных членов включать родовые понятия: Мы купили стулья, книжный шкаф, стильную мебель.
  • Нельзя соединить в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: изучать музыку и болезни.
  • Нельзя опускать разные предлоги: на заводах, лабораториях и школах. Надо: на заводах, в лабораториях и школах.
  • Не сочетаются как однородные члены имя существительное и инфинитив: Люблю музыку и кататься на коньках.
  • Нельзя сочетать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – а так же; как – а также.
  • Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: Помню всех близких людей: маму, бабушку, сестру.
  • Не могут выступать в качестве однородных причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: Подошел англичанин, хорошо говорящий по-русски и который приехал сегодня.

  1. Употребление причастных оборотов.
    • Неправильны формы причастий с частицей бы: Это было выступление, вызвавшее бы возмущение.
    • Причастный оборот стоит любо перед определяемым словом, любо после него, он не должен разрываться: лежащая книга на столе.

  1. Согласование сказуемого с подлежащим.
  • Сказуемое может быть выражено формами ед. и мн.ч.:
- при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть) или выраженном количественно-именным сочетанием (два слова, несколько языков), сказуемое может иметь форму ед.ч. (грамматическое согласование) и мн.ч. (согласование по смыслу): Большинство учеников решило (решили) сдавать ЕГЭ;
- при относительном местоимении кто сказуемое имеет только форму ед.ч.: Все, кто не сдал зачет, пришли на экзамен; Все, кто мог прийти, собрались в зале.
  • Сказуемое может быть выражено формой ед.ч., если:
- собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство согласилось с моим решением;
- управляемое слово стоит в род.п. ед.ч.: Часть населения пришла без опоздания;
- а также при словах тысяча, миллион, миллиард: Миллион звонков пришел в редакцию; Тысяча книг поступила в школьную библиотеку;
- при составных числительных, заканчивающихся на один: Тридцать один день прошел;
- при обозначении меры веса, пространства, времени: Прошло сто лет;
- при словах тройка, сотня, пара, дюжина, десяток, масса, уйма, бездна, пропасть: При составлении текста телеграммы была сделана масса ошибок;
- при наличии в составе подлежащего слов всего, лишь, только (со значением ограничения): В шахматный кружок записалось только семь человек.
     При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, столько, сколько преобладает форма ед.ч.: Много мыслей роилось в моей голове.
  • Сказуемое может быть выражено формой мн.ч., если:
     - при  счетном обороте имеются слова все, эти  или другие в роли определения: Все двадцать страниц переписаны заново;
     - при обратном согласовании, когда связка в именном сказуемом согласуется не с подлежащим, а с именной частью: Часть обоев были виниловые;
    - при подлежащем стоит придаточное определительное или обособленное определение: Часть тетрадей, проверенных ранее, лежали на окне; Часть тетрадей, которые я проверила ранее, лежали на окне;
    - главные члены предложения оторваны друг от друга или при одном подлежащем есть несколько сказуемых: На перемене бегали, прыгали, скакали, кричали несколько учеников; Большинство учеников в результате бурного обсуждения новой темы пришли к правильным выводам.
  • При подлежащем – вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое может иметь форму ед.ч., а в прошедшем времени – м.р., независимо от числа производителей действия или принадлежности к полу (муж. или жен.):  Кто из посетительниц Дома творчества записался в кружок английского языка?
  • При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое должно стоять в форме ед.ч. (часто в форме прошедшего времени мужского рода): Никто, даже лучшие ученики, не получил высшего балла.
  • При подлежащем типа брат с сестрой сказуемое может иметь форму как ед., так и мн.ч. в зависимости от значения: Пришли бабушка с дедушкой. – Мальчик  с мамой приехал.
     Если при этом присутствуют еще и слова вместе, совместно, то употребляется форма ед.ч.: Эту работу выполнял ученик совместно с родителями.
  • При подлежащих – несклоняемых аббревиатурах иноязычного происхождения сказуемое может иметь форму ср.р.: НАТО решило (хотя НАТО – блок) объявить встречу стран, входящих в его состав.
     Несклоняемые русские аббревиатуры согласуются по форме главного слова: ФСБ сделала заявление (главное слово – служба).
  • Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в ед.ч.: Не ты, но сестра моя виновата; Восторг или ужас кажется вполне естественным в эти минуты.

  1. Согласование определений и приложений с однородными членами, выраженными существительными.
  • Определение может быть выражено формой ед.ч., если по смыслу  понятно, что оно относится к обоим существительным: морской прилив и отлив; или между определяемыми существительными стоит разделительный союз: надеть модную юбку или брюки;
  • Определение может быть выражено формой мн.ч. для уточнения значения при однородных существительных: купить модные пальто и шляпу.
  • Определение может быть выражено формой ед.ч., если оно следует за существительным: Готовим каталог или журнал, рассказывающий о творчестве писателя.

  1. Приложения – географические названия.
     Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом названии), согласуются или не согласуются с определяемыми словами.
  • Согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, за Москвой-рекой, на реке Волге.
  • В специальной литературе они могут выступать в начальной форме: в городе Москва, за городом Великие Луки, за рекой Волга.
  • Обычно согласуются названия сел и деревень: жить в селе Горюхине, за хутором Гремячим, в деревне Сосновке.
  • Остальные названия (озер, островов, гор, заливов, каналов, астрономические названия) не согласуются: за островом Новая Земля, у полуострова Таймыр, на планете Меркурий.

  1. Неудачный порядок слов.
     Следите за порядком слов: широко готовится отметить – готовится широко отметить.

 Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
     Что делаем?
  1. Читаем все предложения.
  2. Анализируем трудные случаи, в которых могут быть ошибки.
  3. Находим неверно составленное предложение (с грамматической ошибкой).
  4. Выбираем ответ.
  Рассуждаем:
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
  1. Вы оплатили проезд в автобусе?
  2. Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.
  3. Эти люди никогда не теряли уверенности в успехе.
  4. Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

     Оплатили (что?) проезд – верно  (но: заплатить за проезд).
     Вникнуть (во что?) и познать (что?) – эти глаголы имеют разное управление, предложное и беспредложное, поэтому при них не может быть общего дополнения без предлога тайны; надо: Ученые хотели вникнуть во все тайны природы и познать их.
    Не теряли (чего?) уверенности – с отрицанием верно употреблена форма род.п.
    Было решено вопреки (чему?) ожиданиям и правилам – нормативная форма дат.п.

Правильный  ответ -2
               
                       
"Жизнь кажется кошмаром, когда одним ударом не то, что надо, ставят под удар..."

Думаю, что многие из Вас знают о том, что

семьдесят процЕнтов наших доцЕнтов в портфЕлях носят докумЕнты, а тридцать прОцентов наших дОцентов в пОртфелях носят докУменты! 

Вижу улыбки на ваших лицах! Но, согласитесь, задание, связанное с ударением в словах, нередко бывает камнем преткновения и на уроках, и на олимпиадах, да и при подготовке к ЕГЭ ребятам предложен весьма значительный список слов, ударение в которых следует знать, а задание форматаА1 как раз и нацелено на то, чтобы проверить, насколько грамотен выпускник в орфоэпии!



У каждого учителя есть свои хитринки, которые они предлагают, дабЫ облегчИть запоминание этих слов!

Еще со школьной скамьи помню стишок, который знают теперь и мои ученики:


Выполняя договОры, инженЕры и шофЁры,

СтолярЫ и малярЫ - потрудились все на славу,

Чтоб для будущей зимы возвести домов квартАлы

Для народа, для страны!
Есть и такой способ запоминания ударения: для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.
Например, чтобы запомнить, что в слове «туфля» ударение падает на "У" можно составить такой сюжет: «ТУфля выпала из самолета «ТУ». Или представить такую картинку: «ТУча, похожая на Туфлю». Или: «ТУшью измазали Туфлю». Для запоминания того, что в слове «торты» ударение падает на "О", можно составить коротенький сюжет: «ТОлстый, потому, что любит ТОрты», — или придумать рифму: «Долго ели тОрты — не налезли шОрты". Вот еще рифмовочка: «Зуб решил я полечИть, чтоб страданье облегчИть».

Как только соберетесь произнести слово «вероисповедание», вспомните, что индусы своё вероиспоВЕДание записали в священные книги «ВЕДы». В этом случае проблем с ударением не возникает, так как сразу определяется ударный слог.

Перед вами слова, в которых часто допускаются ошибки в ударениях и фразы, которые могут помочь запомнить, где его правильно ставить. Посмотрите, быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.

КаталОг - В катаЛОге ЛОжка вместо закладки.

АлфавИт - Заучив весь алфаВИт, он имел усталый ВИд

ЗвонИт - Добрый доктор АйболИТ спрашивает: "Кто звонИТ?"

ШассИ - Пилот потратил много СИл, но все равн убрал шасСИ

Кухонный - Полотенцем кУХОнным сУХО вытер УХО.

СтолЯр - На ЯРмарку пришел столЯР 

КоклЮш - КЛЮШка в углу отдыхает, а мальчик коКЛЮШем 

страдает.

Интересные рифмовки для запоминания ударения есть в книге С.Ю. Ивановой "Экзаменационные ловушки":
Угощала тетя Фёкла
Всех морковкой, луком, свЁклой.
Как-то очень-очень быстро
Пламя вспыхнуло из Искры.
По слову охота запомни легко ты:
ВорОта, ломОта, зевОта, сирОты.
В словах на -ИЯ и на -ЕНИЕ особенное ударение:
Оно падает на -ИЯ лишь в словах ассиметрИя,
симметрИя, терапИя.

Допускается на -ИЯ также в слове индустрИя и ещё - кулинарИя.
НО!
Ты открой энциклопЕдию - найдёшь слово ортопЕдия,
Есть ещё там - агронОмия и, конечно, гастронОмия.
Их не путай с астрономией!
В рифмы мы играем - слова запоминаем.
Рифма к слову ария? Легко! ВетеринАрия.
А к слову апатия? Легко! АристокрАтия.
Ударение на -ЕНИЕ, в этом даже нет сомнения

В слове есть узаконЕние и в словах на – обретЕние
(приобретЕние, изобретЕние).
НО!
Хочу запомнить очень я словечко упрОчение.
Ещё знаю точно я, что сосредотОчение.
Запомню по «печени» слово обеспЕчение.
А ещё я ведаю, что верно исповЕдание.
Да, задание довольно сложное, но справиться с ним вполне возможно, и тогда не будет у вас того, о чем пишет в своем стихотворении Ф. Кривин:
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Ты не услышишь голоса фанфар.
Умолкнут все фанфары,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.


Примечание: материал Тяжелковой Л.Н., прекрасного  учителя русского языка и литературы.

1http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm

2. http://ege.yandex.ru/russian

3. http://www1.ege.edu.ru/classes-11/egerus

4. http://www.examen.ru/add/ege/ege-po-russkomu-jazyku

5. http://www.ctege.info/content/category/15/65/48

6.  http://nashol.com/ege-russkii-yazik/  ЕГЭ по всем предметам

                        Познакомимся!?  Это пригодится!






И снова об орфоэпии в стихах!


Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.



Коль будильник зазвони'т -
У меня ужасный вид.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Не звони'те, не звони'те,
Пощадите, пощадите.
Надо говорить приня'ть,
Ударение на ять.

Нефтепрово'д (бензопрово'д, газопрово'д)
Сломал бегемот.

Распространенная орфоэпическая
ошибка - поло'жил.
Коль поло'жил, значит – ложь,
А зачем тогда ты врешь.
Помни: положи'л и жил.

Хватит балова'ться,
Будем улыбаться

Он свет включи'т,
Аж проводка трещит.

Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг.



Уважаемые посетители блога! 

Важно!!! 


Способы словообразования

Помним! 


1.Причастия и деепричастия приставочно-суффиксальным способом не образуются.
2. У деепричастий и наречий нет окончания, есть только суффикс.
3. Суффиксы существительных и прилагательных: ИСТ - биатлонистка, серебристый; НИК - заступник; УШК - лебедушка; ИЦ - безработица; ЯК - добряк; ЯЧ+К - добрячка; ИСТ+Кгитаристка; ЯН+ИСТ+ОСТЬ - водянистость;  И ЛК - парилка; ОНК - картонка;Н+ОСТЬ - ценность; ИЧ+К - сестричка; АВ - величавый; А+ ВОСТЬ - величавость; ЯН+ИСТ - травянистый; ЯН+ИСТ+ОСТЬ -  травянистость;ЧИВ - доверчивый; СК- морской; ОВАТ - бледноватый.






Представляю вашему вниманию презентации коллег
                           по подготовке к заданию В1.




А вот алгоритм выполнения задания В1.



                        


Повторяем части речи 





Обратимся к презентации!




Повторяем словосочетания!!!









Знакомимся! Разбираемся!







Нужная информация! Изучаем!






       



Доступно и понятно!























11 комментариев:

  1. Моим бы коллегам поучиться у Вас,Алла Юрьевна! Мне самой было очень интересно прочитать эту страничку и посмотреть видеоролики.

    ОтветитьУдалить
  2. Удачи Вашим ребятам на ЕГЭ, Алла Юрьевна! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Ох уж эти грамматические нормы - А 3! :) Удачи, Алла Юрьевна! :)

    ОтветитьУдалить
  4. Удачи, Алла Юрьевна, Вашим ребятам на ЕГЭ!

    ОтветитьУдалить
  5. Какая замечательная страничка, Алла Юрьевна!!! Благодарю Вас!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Нина Лебедева14 апреля 2013 г., 7:26

    Нужная страничка. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, есть где проверить себя, повторить.

    ОтветитьУдалить
  8. Обращаюсь к Оленьке Г, прорешавшей тест А4, к сожалению, ответ верный только один - это 7 Еще раз повторить необходимо правило.

    ОтветитьУдалить