вторник, 10 ноября 2015 г.

Выпуск №2. Книжное обозрение

Уважаемые друзья!
Представляю вашему вниманию Книжное обозрение по повести В.Н.Сёмина "Ласточка-звездочка". Видеоролик здесь.
Здесь можно познакомиться с материалами более подробно. Это мой глог, посвященный повести "Ласточка-звездочка".
 А это мой отзыв. 




 Надо сказать, что меня привлекло название повести, какое - то трогательно птичье - небесное. Первые страницы, рассказывающие о жизни ребячьего двора, читала с ностальгическим интересом. Все подчинено там своим уличным законам, ведомым только им, мальчишкам: «Двор  (с  большой  буквы  -  «Двор!»)  был  великой  страной  и  могучим  государством,  о существовании которого взрослые догадывались только тогда, когда в какой-нибудь из квартир вылетало  стекло  или  где-нибудь  в  подвале  дворник  находил  опаснейшие  запасы  черного дымного  пороха  и  капсулей  «жевело»  к  охотничьим  патронам.  «Чей  это  порох?  Кто  выбил стекло? - допытывались тогда в девятнадцати семейных квартирах сорокаквартирного дома на углу  улицы  Маркса  и  Синявинского  проспекта. -  Кто  вчера  ходил  по  крыше?  Кто  открыл водопроводный кран в сторожке Максима Федоровича?»
        Вот и все, а 22 июня 1941 года главному герою Сережке, которого мама называла Ласточкой - звездочкой  уже было, как три дня, 14 лет. Он почувствовал себя совсем взрослым. В этот день они собирались на традиционный воскресный обед к отцовой сестре. Это мы сейчас знаем страшную дату 22 июня 1941 года, а они еще не знали и продолжали мирно жить, строить планы на будущее.
       Сколько книг уже прочитано мною о Великой Отечественной войне, но каждый раз ловлю себя на мысли: «Как много я не знаю»: «И лишь Аннушка на время возвращала ощущение ценности и важности школьных занятий. Не возмущалась, как математичка, не уговаривала, как немка. «Война окончится, а вы еще будете мальчишками и девчонками, но учиться  вам будет уже поздно!» Поздно, но я, правда, никогда об этом не думала.
         Я и сегодня не могу себя представить на месте тех людей, которые оказались там, в войне: «Сергею  три  дня  тому  назад исполнилось четырнадцать лет, и он, как никто другой, свято верил, что уж если завтра война, если завтра в поход, то плохо придется кому угодно, только не нам».
        Люди продолжают жить в ожидании, что это все скоро закончится: «Следующие  дни  были  наполнены  страстным,  напряженным  ожиданием – вот - вот  немцы полностью  израсходуют  подлое  преимущество  своего  удара  врасплох,  наши  войска перегруппируются  и  начнут  по-настоящему  бить  фашистов».
     Не начали. Автор, сам участник войны, осторожно говорит читателям о неготовности Советского Союза к войне. Это понимали даже дети.
- Вот так, сын, - закончил он, явно подобрев и к Сергею и к себе. - Будет и на нашей улице праздник. Победа будет за нами!
- А города за вами, - неожиданно для себя брякнул Сергей.
- Не понимаю? - нахмурился отец.
- Победа будет за нами, а города за вами, - упрямо и раздраженно повторил Сергей. - Так все говорят.
Действительно, в хлебных очередях, на улице он слышал эту ядовитую присказку, которой кое-кто тогда комментировал наши сводки об отступлении.
     Описание военных будней сменяется мирными воспоминаниями о жизни главного героя, его становлении. Понимаю, что не будет у паренька легкой судьбы.  Не таков характер!
- Вообще ко всякой независимости, ко всякой претензии на независимость Гришка был также болезненно чуток, как Сергей к обидчикам.
      Закончилось давно детство. Анна Михайловна еще в колхозе это подтвердила: «На войне все взрослые». Забыто имя Ласточка - Звездочка.
- Надо  отвлечься  от  всех  мыслей  и  сосредоточиться  только  на  получении  баланды.  Иначе будет плохо. Сергею удается сосредоточиться.                   Сергей верит, что родился под счастливой звездой, иначе судьба бы уже давно расправилась с ним. Ласточка - Звездочка – счастливая звезда.
- Каждый день русские расчищают большой пустырь, таскают огромные деревянные щиты - стандартные части  сборных бараков, копают  ямы под железобетонные  столбы ограды. Столбы изогнуты,  как  хоккейные  клюшки,  и  закапываются  они  так,  чтобы  «клюшка»  смотрела  внутрь
лагерной площадки. Потом на столбы натягивается колючая проволока.
На исходе сорок первый год. Германия строится.

Думаю, что повесть не оставит равнодушным никого, и читатель обязательно сделает для себя новые открытия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий