вторник, 3 мая 2022 г.

Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь...


"Впереди открывается простор, от которого и по сей день заходится сердце, хочется мне сидеть и сидеть на вершине утёса, смотреть и плакать. Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь - леса, горы, перевал, и главное - вот эта, притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты, такая сиротливая, такая смирная, такая заброшенная, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней", - писал В.П. Астафьев о родной  Овсянке, которой в сентябре прошлого года исполнилось 350 лет.

Уже давно дома вошли в тома. 

Овсянка стольким людям полюбилась.

 Не сирота. Теперь она сама 

К тебе одной избою прислонилась...

 Анатолий Третьяков

 Давным - давно, в самом начале века 17, вышли к берегам Енисея люди русские, служивые.   Поразили их красота и богатство тайги бескрайней, нетронутой и Енисея могучего. Поставили они вначале острог Енисейский, а потом  южнее и острог Красноярский. И привели под царскую руку племена местные, дикующие. В двадцати верстах  вверх по Енисею поставили заставу казачью в устье речки Овсянской. По переписи 1671 года числилось в устье речки Овсянской шесть дворов казаков конной и пешей сотни.

 В те далекие времена Овсянка была казацким селением, обнесенным тыном, из сосны рубленным. Казаки не только службу государеву несли, но и занимались хозяйством: сеяли овес, рожь, гречиху.  А в 1701 году Овсянка впервые появилась на географических картах. Много чего плохого и хорошего было за два с половиной столетия в Овсянке, и люди разные рождались.


А весенней предпраздничной ночью, на 1мая 1924 года, в семье Петра Астафьева родился мальчик, которого назвали Виктором.

 Больше пятидесяти лет Виктор Петрович писал о самом дорогом и сокровенном, что у него было в сердце. Его книги о родной Овсянке  это мысли каждого из нас по самой любимой и желанной стране, стране своего детства.

  Жизнь сложилась так, что писатель пожил и в Вологде, и в Игарке, и в Пермской области (город Чусовой), и в Перми, но постоянно ему хотелось вернуться в родное село: « Тянуло на родину, в Сибирь… Осенью1980 года я переехал «домой. «Дома» мне сделалось спокойнее, и сам я принялся жадно работать».


 Он очень остро переживал то, что происходит с Овсянкой, с другими селами. Радея за село, болел за его будущее. Для жителей села он был добрым соседом.
 В мае 2004года был капитально отремонтирован домик Астафьева, обустроена усадьба. Отсюда по узкой тропке можно спуститься к величественному Енисею. Дом Виктор Петрович купил у односельчанина Виктора Юшкова: «Дом этот я уже посмотрел давно и с хозяином его договорился – дом был запущен, полугнилой, но в родном переулке, напротив дедова дома, где прошли мои самые памятные детские годы». 

А мы с восьмиклассниками решили узнать: почему село имеет такое название? Ребята работали в командах, собирая материал, оформляя лэпбуки.


 Существует несколько легенд, преданий и сказаний. Послушаем?

Я точно не знаю, у стариков спросить нужно, а так - разное люди говорят. Ну, например, что первый житель деревни Овсянников был. Откуда приехал он никто не помнит. Только вот, говорят, место ему наше понравилось: и река близко, за водой далеко не ходить, и лес, чтобы дом срубить, и горы отовсюду прикрывают, может, это ему и надо было. Некоторые говорят - беглый он. И это может быть правдой. Ссыльные тут тоже были, а место глухое, сразу-то не найдут. Остался здесь жить этот Овсянников. Дом срубил, потом бабу себе раздобыл где-то. И пошли по нашей земле Овсянниковы. Но в это я не сильно верю. Овсянниковых-то в нашем селе нет, а Шахматовых много. Но село Овсянка, а не Шахматовка.

Когда ты к Дивногорску поплывешь,

На левом берегу, напротив скита,

Скалу монаха без труда найдешь.

Она видна в свечении фосфорита.

Он, этот свет, не гаснет никогда.

Он - память, он - невинности одежды,

Остывший жар сердечного огня

И символ похороненной надежды.

Знаете, верно, по Енисею, как раз против Дивногорска, камень есть - Монахом называется.

Так старики рассказывают: не всегда этот камень камнем был. Был когда-то в тех местах мужской монастырь, и тот монах там жил. И было с ним что-то такое, я уж не помню. Только решил он утопиться. Решил и пошел на берег, и в Енисей головой - прыг! Но тут поднялась большая волна и того монаха на противоположный берег вынесла. Только вынесло его не живого, а каменного. Так до сих пор он там и стоит.

Мышиная горка

В прежние времена в нашем поселке были люди бедные и богатые. Так вот Шахматовы-то первыми богатеями были. Земли лучшие имели, лошадей хороших держали, двор постоялый большой имели и овса пол-огорода.

Но однажды повадилась к ним в огород мышь, стала овес поедать. Каждый Божий день бегала. И поймать они ее никак не могли: и кошек посылали, и мышеловку ставили, но не помогало. А в деревне говорить стали, что это, видно, за жадность ихнею.

Бегала мышь, бегала, пока треть овса не съела. А как съела - стала большой, с хорошую лошадь. Теперь она уже не бегала, а ходила степенно. Еще треть овса съела, еще больше стала. Теперь она почти не двигалась, все больше по огороду ползала. А как до конца овес съела, так уж встать не могла. И окаменела постепенно. С тех пор место в народе Мышиной горкой называют.


Подробнее: https://krasrab.ru/news/kultura/20343

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Алла Юрьевна! Спасибо за интересный рассказ! С удовольствием познакомилась с легендами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Очень рада Вашему визиту, спасибо большое за добрые слова!

      Удалить