Уже давно дома вошли в тома.
Овсянка стольким людям
полюбилась.
Не сирота. Теперь она сама
К тебе одной избою
прислонилась...
Анатолий Третьяков
Давным - давно, в самом начале века 17, вышли к берегам Енисея люди русские, служивые. Поразили их красота и богатство тайги бескрайней, нетронутой и Енисея могучего. Поставили они вначале острог Енисейский, а потом южнее и острог Красноярский. И привели под царскую руку племена местные, дикующие. В двадцати верстах вверх по Енисею поставили заставу казачью в устье речки Овсянской. По переписи 1671 года числилось в устье речки Овсянской шесть дворов казаков конной и пешей сотни.
Больше пятидесяти лет Виктор Петрович
писал о самом дорогом и сокровенном, что у него было в сердце. Его книги о
родной Овсянке это мысли каждого из нас
по самой любимой и желанной стране, стране своего детства.
Жизнь сложилась так, что писатель пожил и в Вологде, и в Игарке, и в Пермской области (город Чусовой), и в Перми, но постоянно ему хотелось вернуться в родное село: « Тянуло на родину, в Сибирь… Осенью1980 года я переехал «домой. «Дома» мне сделалось спокойнее, и сам я принялся жадно работать».
Он очень остро переживал то, что происходит с Овсянкой, с другими селами. Радея за село, болел за его будущее. Для жителей села он был добрым соседом.А мы с восьмиклассниками решили узнать: почему село имеет такое название? Ребята работали в командах, собирая материал, оформляя лэпбуки.
Существует несколько легенд,
преданий и сказаний. Послушаем?
Я точно не знаю, у стариков спросить нужно, а так - разное люди
говорят. Ну, например, что первый житель деревни Овсянников был. Откуда приехал
он никто не помнит. Только вот, говорят, место ему наше понравилось: и река
близко, за водой далеко не ходить, и лес, чтобы дом срубить, и горы отовсюду
прикрывают, может, это ему и надо было. Некоторые говорят - беглый он. И это
может быть правдой. Ссыльные тут тоже были, а место глухое, сразу-то не найдут.
Остался здесь жить этот Овсянников. Дом срубил, потом бабу себе раздобыл
где-то. И пошли по нашей земле Овсянниковы. Но в это я не сильно верю.
Овсянниковых-то в нашем селе нет, а Шахматовых много. Но село Овсянка, а не
Шахматовка.
Когда
ты к Дивногорску поплывешь,
Скалу
монаха без труда найдешь.
Она
видна в свечении фосфорита.
Он,
этот свет, не гаснет никогда.
Он
- память, он - невинности одежды,
Остывший
жар сердечного огня
И
символ похороненной надежды.
Знаете, верно, по Енисею, как раз против Дивногорска, камень есть - Монахом называется.
Так
старики рассказывают: не всегда этот камень камнем был. Был когда-то в тех
местах мужской монастырь, и тот монах там жил. И было с ним что-то такое, я уж
не помню. Только решил он утопиться. Решил и пошел на берег, и в Енисей головой
- прыг! Но тут поднялась большая волна и того монаха на противоположный берег
вынесла. Только вынесло его не живого, а каменного. Так до сих пор он там и
стоит.
Мышиная горка
В
прежние времена в нашем поселке были люди бедные и богатые. Так вот
Шахматовы-то первыми богатеями были. Земли лучшие имели, лошадей хороших
держали, двор постоялый большой имели и овса пол-огорода.
Но
однажды повадилась к ним в огород мышь, стала овес поедать. Каждый Божий день
бегала. И поймать они ее никак не могли: и кошек посылали, и мышеловку ставили,
но не помогало. А в деревне говорить стали, что это, видно, за жадность ихнею.
Бегала
мышь, бегала, пока треть овса не съела. А как съела - стала большой, с хорошую
лошадь. Теперь она уже не бегала, а ходила степенно. Еще треть овса съела, еще
больше стала. Теперь она почти не двигалась, все больше по огороду ползала. А
как до конца овес съела, так уж встать не могла. И окаменела постепенно. С тех
пор место в народе Мышиной горкой называют.
Подробнее: https://krasrab.ru/news/kultura/20343
Здравствуйте, Алла Юрьевна! Спасибо за интересный рассказ! С удовольствием познакомилась с легендами.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Очень рада Вашему визиту, спасибо большое за добрые слова!
Удалить