четверг, 5 декабря 2019 г.

Проект "Я помню! Я горжусь!"


Вспоминаете Маргарита Чайковская, студентка ГрГУ им. Янки Купалы г.Гродно
В начале войны прадедушка попал в плен. Узников держали в замке города Лида (это Гродненская область). Замученные голодом люди вскрыли продовольственный склад и съели хлеб, предназначенный немецким солдатам. Всех пленных выстроили на площади перед замком. Каждый десятый, сделав шаг вперед, ждал пулю. Каждый десятый прощался с жизнью навек, вспоминал родных и близких. Мой прадедушка оказался десятым. Казалось, еще несколько мгновений, смерть сжала бы его руку и повела бы навстречу неизвестности.
От объятий смерти Александра Петровича спас католический крестик, который всегда висел на груди. Немецкий офицер брезгливо приподнял его карандашом, посмотрел в глаза и кивком головы показал: «Стань в строй!» Кто знает, крестик или такие же молодые с зеленоватым оттенком глаза, как и у немецкого офицера, остановили смерть – приказали жить. Что-то шевельнулось, значит, в глубине человеческой души, на замшелых ее пустырях у истинного арийца – спасло от гибели истинного солдата своей Родины. 
Откуда у советского появился его спасительный амулет, «билет» на право существовать - католический крестик? Его подарила простая деревенская женщина из Лиды, которая скрывала юного солдата от фашистов в своем доме.
Я не знаю, как ее зовут, не знаю, как сложилась ее судьба, но я молюсь за её семью, за её потомков – надеюсь, что они у неё есть. Если бы не она – не было бы меня, моего отца, моего деда.
Прадедушка не любил вспоминать о войне. Только за полгода до смерти он рассказал о концлагере в Кенигсберге, как бежал из него, как шел пешком по ночам в направлении родного Гродно, как воевал на Дальнем Востоке и встречал победу в Японии. Сила духа, вера помогли ему выжить в той войне, страшной и бесчеловечной.
Александр Петрович всегда говорил, что мы живем в замечательной стране, в благословенное время, а самое страшное, что может случиться, – это война. Часто тайком плакал. Святые слезы ветерана забыть невозможно, как невозможно забыть и ужасы войны…







Комментариев нет:

Отправить комментарий