Как современному подростку рассказать о событиях давно минувших дней? О том, что тревожит и бередит душу. Поймет ли? Воспримет ли? Не будет ли это навязыванием? Считаю, что говорить о В.О. войне нужно всегда. В этом году для нас с ребятами 6"Б" класса стала открытием несколько книг. Это книга Э. Фоняковой "Хлеб той зимы" и книга Л. Никольской "Должна остаться в живых". Причем, с первой книгой познакомила ребят я, а вот со второй - уже они меня. Мы постоянно обмениваемся своими читательскими впечатлениями, делимся книгами, много читаем непрограммной литературы. Иногда использую вот такой прием.Подсмотрела в Интернете. На стенде зашифрованы названия книг о войне. Нужно было по фрагментам произведений назвать автора и название книги и, конечно, прочитать тем, кто заинтересовался. Интересно было наблюдать за работой ребят.
Расшифровали ребята из 9"Б" класс, а вот у 6"Б" что - то пошло не так. Тем не менее с некоторыми книгами мы познакомились в процессе обучения. Написали отзывы, они напечатаны в районной газете " Молодежный портал". Посмотрите, как пишут дети. Может быть, уважаемые читатели, и вас заитересуют эти произведения.
Не так давно
учительница литературы на мою ученическую парту
ненавязчиво положила листы с напечатанным текстом. Я осторожно взяла
их и прочла надпись «Светка – синяя
беретка». Название меня очень заинтересовало, так как мою бабушку тоже зовут
Света. Я не могла дождаться окончания уроков, чтобы начать читать это произведение.
Придя домой,
отложив свои дела, я погрузилась в чтение
рассказа. Этот рассказ не имел ничего общего с моей бабушкой, он был написан о девочке, которую в годы войны
привезли в детский дом. О мальчике, который был очень заботлив и дружелюбен к
своей новой однокласснице Светке в синей
беретке.
Сколько горя
принесла людям Великая Отечественная война! Ни одного человека не обошла! На
каждом оставила свой отпечаток горя и печали!
Николай
Волокитин в своем рассказе «Светка - синяя беретка» уберег читателя от душераздирающих сюжетов: «Это было весной
1943 года. Однажды во время урока дверь нашей классной комнаты широко
распахнулась, и вошел старенький директор школы Иван Семенович Шевцов с
какими-то незнакомыми девчонками.
- Татьяна Борисовна, - сказал он
учительнице, - извините, но в детдом привезли пополнение - четыре
третьеклассницы. Определите, пожалуйста.
Детдом в нашем селе возник еще в сорок первом году, «пополнения» прибывали частенько, и слова директора никого не удивили.
Девчонки, и в самом деле, походили па испуганных птичек. Худенькие, глазастые, в коричневых сатиновых платьях и грубых «фезеушных» ботинках, они жались в углу и глядели вокруг настороженно и тревожно».
Детдом в нашем селе возник еще в сорок первом году, «пополнения» прибывали частенько, и слова директора никого не удивили.
Девчонки, и в самом деле, походили па испуганных птичек. Худенькие, глазастые, в коричневых сатиновых платьях и грубых «фезеушных» ботинках, они жались в углу и глядели вокруг настороженно и тревожно».
О душевных
переживаниях сироты Светы можно только догадываться. Девочка застенчива,
замкнута, стеснительна, боязлива, но при этом у нее доброе сердце и лучезарные
синие глаза. Светка выделялась из всех девочек, прибывших в детский дом из
Ленинграда. У нее одной была синяя беретка. Не с первого взгляда у Лёньки
Медведева возникла к ней симпатия. Особый интерес появился только тогда, когда
Ленька узнал, откуда Светка приехала в
детский дом. Об этом героическом городе много рассказывали в школе, даже сам
Ленька читал со сцены стихотворение
Джамбула «Ленинградцы, дети мои». Присмотревшись к своей новой однокласснице, у
Леньки возникло чувство жалости к ней. Ему показалось, что девочка очень
худенькая, тоненькая и голодная! Леньке безумно захотелось накормить ее, тем
самым хоть как-то поддержать и порадовать в трудной жизненной ситуации.
Первый день
пребывания в школе не был для Светки радостным и теплым. Показывая Леньке
единственную оставшуюся частичку памяти от родителей - календарик, она чуть в
одночасье без него не осталась, так как Петька выхватил его у нее. И кто знает,
чтобы он мог с ним сделать, если бы отважный и смелый Ленька не вступился за
беззащитную Светку и не забрал этот календарик
у него. Это была единственная ценная вещь, оставшаяся у нее от прежней
жизни.
Так завязалась
преданная, бескорыстная дружба между Светкой и Ленькой. Девочка была частым
гостем в семье у Леньки. Мама с Леней угощали Свету картошкой, хлебом, пили
чай, много разговаривали, смеялись, шутили. В один из таких вечеров, Света
рассказала о своей мечте стать агрономом: «Сеять хлеб. Много- много хлеба!
Чтобы всем его хватало, и чтобы люди никогда не думали о еде». Уже в раннем
возрасте, несмотря на боль утраты и
потерь, девочка думала, как помочь людям, какую значимую пользу принести
обществу, государству.
Недолго длились дружеские отношения Светки с
Ленькой, случилось событие, которое все перевернуло в их жизни! Леньке пришлось
уехать…
Светкина жизнь
сложилась так, как она и хотела. Она стала знаменитым агрономом, о ней писали в
газетах, она выводила новые сорта пшеницы. Свой опыт она передавала детям,
которые к ней тянулись, с которыми она занималась любимым делом.
Неожиданная
встреча Леньки и Светки через много лет приводит читателя в смятение,
заставляет задуматься о том, как бы сложилась жизнь героев, которые умели
искренне дружить, дорожили друг другом, если бы они жили рядом, если бы жизненные
обстоятельства не разлучили их. Война и
на этих героях оставила свой отпечаток!
Рассказ нас учит
дружить, ценить свою дружбу, не терять своих товарищей. Учит ставить жизненные
цели и достигать их, несмотря ни на что! Я рада, что учитель литературы
поделилась со мной этим рассказом, а я поделюсь им со своими подругами, может,
они, как и я, смогут сделать похожие
выводы.
Анна Г.
Дорогая Ксюша!
Совсем недавно я познакомилась с девочкой из блокадного Ленинграда, вернее из рассказа Геннадия Черкашина «Кукла». Я расскажу тебе об этой книге. Что меня удивило в этом рассказе? Это история о девочке, которая была вывезена из блокадного Ленинграда во время войны. О кукле Маше, о дружной семье, о добрых и недобрых людях. Рассказывается о возвращении домой, как девочка тосковала по пропавшей кукле и радости, когда обнаружила куклу в комиссионном магазине. Кукла - это друг, напоминавшая о мирной жизни и дедушке. Это рассказ о том, что война делает с людьми. Можно сказать, маленькая сказка о девочке и ее кукле, вместе переживших войну и блокаду: «Девочка рассталась с Машенькой в блокаду. Стояла холодная-холодная зима, это девочка помнила. Серебристые, в красивых узорах, замёрзшие окна. В столовой стояла круглая железная печка - «буржуйка» с изогнутой, как у самовара, трубой. Мама растапливала её утром и вечером. Дров не было, поэтому приходилось ломать стулья, а потом их рубить на маленькие чурочки. Ах, как хорошо вспыхивал огонь в «буржуйке», когда мама бросала в огонь свёрнутую в жгут газету! Огонь в печке гудел, на конфорке закипал чайник, и так не хотелось, чтобы «буржуйка» остывала».
Мне понравилась главная героиня – девочка. Она младше меня, только пошла в первый класс, а из-за войны так рано повзрослела. Девочка не капризничает, не жалуется на трудности, очень добрая. И я даже задумалась, а смогла бы я так помогать своей маме и поддерживать ее? Написан рассказ понятным и простым для нас, детей, языком. Прочитав его, я узнала больше о детях, которые пережили блокаду Ленинграда. Потому что книг о войне, героями которых являются взрослые, написано очень много. А о детях написано меньше. Книга хорошо оформлена. Иллюстрации такие же грустные, как и сам рассказ, они дополняют текст. Выполнены они братьями Траугот, один из которых подростком жил в осажденном Ленинграде. Их рисунки к рассказу показывают, как жили люди во время войны, какой была война. Помогают понять происходящие события. Последние строчки меня очень взволновали. Мама и дочка наконец-то идут в магазин за куклой, но… они опоздали на целую неделю. Оказалось, что куклы в магазине больше нет. Не знаю, кто в эту минуту огорчился больше: девочка, которая мечтала вернуть свою подружку детства, или мама, расстроившаяся, что не смогла вернуть куклу вовремя. Девочка очень стойко перенесла потерю. Она еще успокаивала маму и даже не плакала! Ведь главное для нее, чтобы выжили она и ее мама в этой суровой войне. Так заканчивается эта запоминающаяся история, которую в дальнейшем я советую тебе обязательно прочитать. Не только потому, что в 2020 году мы отмечаем знаменательную дату – 75-летие Великой Победы, но и, чтобы ты узнала, как сумели выстоять в блокаду, не растеряли в себе качества человека.
Жду от тебя письма, в котором обязательно напиши, понравился ли тебе рассказ.
До свидания Дарья К.
Недавно я прочитала книгу Эллы Фоняковой “Хлеб той зимы’’, в которой рассказывается о тяжелом детстве девочки Ленки. Для меня основной смысл в книге - это страшное время блокады Ленинграда. Оно и, правда, было страшное, сколько жизней унесла блокада!
В произведении автор делится воспоминаниями девочки, как тяжело ей было в войну и блокаду. Героине повести всего семь лет и несмотря на свой возраст, Ленка для меня стала смелой и отважной девочкой. Блокада длилась 872 дня, и каждый день она приносила много переживаний и страданий ни в чем не повинных людей. В книге на 222 страницах описан только один год блокады. Страшный год: «Так же прочно, как обстрелы, входят в ленинградский быт продуктовые карточки. У родителей они - зелененькие, "служащие", у тети Юли - желтая, иждивенческая, у меня, розовая, детская. Новые карточки очень красивы - глянцевитая плотная бумага и много-много аккуратных квадратиков, на которых чернеют цифры: 50, 100, 125, 150, 200, 300… Это - граммы: хлеба, сахара, крупы. Когда смотришь на новые карточки, кажется, что этих граммов - уйма. Но когда "отоваришься" в магазине, то груз в кошелке почти невесом… Карточки сразу становятся в нашем доме главной вещью. Их держат под ключом, в полированной дубовой - еще дедушкиной работы - шкатулке. Я не смею прикасаться к ним. Папа тоже не смеет».
Главные герои произведения - это Ленка и её родные. Они были самой обыкновенной семьёй и жили в страшное время блокадного Ленинграда, папа был музыкантом, играл на скрипке, а мама училась в институте. Мама Ленки была строгая, а папа добрый и всегда защищал свою дочку, но на протяжении блокады, той страшной зимой в городе был сильный мороз и ужасный голод, что даже у мамы не было сил ругать отца. Ленка из беззаботной маленькой девочки во время войны, стала более храброй и самостоятельной. Война меняло всё! Дети рано взрослели: «Дни все короче, темнее. Ноябрь. Мама больше не берет меня с собой - в институте холодно, я там мерзну, скучаю и путаюсь у всех под ногами. С утра до вечера теперь я дома одна. Собираясь на работу, мама горестно вздыхает: «Приду поздно. Отца тоже не жди. В буфете тебе покушать. Будь умницей».
С помощью портретных характеристик, внутренних монологов, выразительных средств языка автор создаёт эмоциональную атмосферу повествования. Ленка описывает то, что видит своими глазами, тот самый ужас, и это всё не выдумки. В книге есть глава “Долгие - долгие дни”, в которой рассказывается о переменах к худшему, хотя, казалось бы, куда еще хуже!? Меняется всё: наступает та самая холодная и голодная зима, что даже люди начинают терять надежду. Ленку спасет чтение книг, читает запоем. Так можно скоротать долгие – долгие дни, притупить чувство голода, научиться не бояться быть одной. Как же страшно видеть, когда на глазах умирают твои знакомые и близкие тебе люди.
Ещё меня очень удивила и растрогала глава «Рагу из Барсика», в ней говорится о том, что людям приходилось из-за голода готовить пищу из своих домашних животных. Для меня сначала это было очень странно и непостижимо, как же так? Кушать своих домашних питомцев? Но потом я поняла, что это был их способ выживания, и у них не оставалось выбора.
Семья главной героини могла уехать из блокадного города, но они этого не сделали, настояла мама. Мама многому научила свою дочку, а главный наказ заключался в том, чтобы двигаться: «Погибают те, у кого нет энергии, нет воли». Этот урок Ленка усвоила на всю жизнь.
Сейчас я всё равно не могу прочувствовать той горечи и печали, но я хочу, чтобы каждый из нас об этом помнил!
Виктория П.
Комментариев нет:
Отправить комментарий