Для меня это фразеологическое выражение значит то, что пришла пора подвести итоги по работе с текстом. Накоплен материал, которым можно поделиться, пройдены не одни курсы, прослушан не один вебинар, проведен не один открытый урок, посещены мастер-классы, перелопачены сотни страниц методической литературы и т.д. И могу с уверенностью сказать, что я еще не все знаю. Да и возможно ли это: все знать? Друзья, коллеги, я представляю свой опыт о приемах работы с текстом, очень надеюсь, что и вы выскажитесь по этому поводу и расскажете о своих наработках.
Приемы педагогической техники «Погружение в текст»
Формирует учебно-познавательную и коммуникативную компетенции
1.Предварительное анкетирование или блиц-опрос, экспресс-опрос. Например:
a) Напишите адрес Обломова насколько это можно понять из романаb) Закончите фразу «Лежание у И.И. было... (его нормальное состояние)
c) «На этажерках правда лежали, две-три газеты» (покрылись пылью и пожелтели)
d) Какое заключение дал доктор после обследования Обломова?
e) Много гостей посетило Обломова, кто приехал последним и почему?
f) Какими достоинствами обладали халат и туфли Обломова?
2. Найдите ошибки: дается отрывок из произведения, где допущены речевые ошибки.
Использую на уроках интересные сервисы, познакомьтесь с одним из них.
Белый медведь
В книгах полярных экпериментаторов, подробно излагавших охоту в холодных странах почти нет указания, чтобы белый медведь по собственной инициативе нападал на человека. Обычно во всех случаях агрессивной стороной являлся человек. Опытные полярники знают, что при встрече с человеком сытый зверь не дает сигналов враждебности. Он как бы с большим удивлением разглядывает невиданное двуногое существо, стараясь детальнее узнать и обнюхать его. Для хорошо вооруженного путешественника такая встреча опасности не составляет. Иначе чувствует себя в таких случаях невооруженный человек, в руках которого не находится ничего кроме простых лыжных палок.
Не всегда однако встреча с белым медведем приводит к мирному финалу. Несколько лет тому назад белый медведь долго гонялся за группой высадившихся на берег новой земли ученых. По всем признакам голодный зверь имел желание воспользоваться неожиданно подвернувшейся добычей. Трудно сказать, чем окончилась бы погоня за улепетывавшими от него безоружными людьми, от опасности путешественников спасла предприимчивость студента – геолога. Убегая, он стал сбрасывать с себя части костюма. Медведь внимательно занимался то бросаемой меховой шапкой, то рукавицами, то студенческим пиджаком. Это помогло людям вовремя прибежать и спустить на воду шлюпку. Отъехав о т берега, долго наблюдали они, как шарахается по берегу упустивший лакомую добычу голодавший зверь.
В 2000 году я была слушательницей курсов «Приемы работы с художественным текстом», которые вела Т.А.Хороброва из института повышения квалификации педагогических работников г.Красноярска. Она научила нас использовать прием-алгоритм работы с текстом, чтобы ученики захотели читать. Берем небольшие по объему тексты. В тетрадь или на лист бумаги учащиеся записывают мысли по ходу чтения (текст читается в классе)
a) Выписать непонятные слова.
b) Сформулировать любой вопрос учителю
c) Зафиксировать любое чувство, которое у вас возникло
(скучно, неитересно и .т.д.)
(скучно, неитересно и .т.д.)
d) Выписать понравившиеся фразы из текста.
e) Первые характеристики главных героев, могут быть словосочетания или слова
f) Понравилось или нет, потому что.
Примечание: оценивать можно только самые лучшие работы.
Была слушательницей дистанционных курсов, которые вела Наталья Ванюшева «Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы» из педагогического университета «Первое сентября» г.Москвы. Много полезного я почерпнула и на этих курсах. Вот с какими приемами познакомилась.
1.Раздать листочки с различными умными цитатами одного автора, но подписи не ставить, а сказать, что это мысли разных авторов и урок сегодня будет посвящен тому автору, которого выберут сами ученики. Вот и отлично. Проведем урок, который запланировали, как будто ученики его выбрали сами. Н.Ванюшева пишет, что отсутствие читательского интереса - это острая современная проблема, и мы идем на различные ухищрения и уловки, чтобы заинтересовать ребят.
2. Создание досье
В досье кратко излагается самый разнообразный материал, он занимает мало места на листе. Получается некий конспект, но помимо текстовой информации на эту страницу необходимо поместить или схему, или табличку, или рисунок. Досье может служить и формой итогового контроля, так как позволяет проверить и знания, и умения.
А еще я сама давно использую приемы занимательности, которые активизируют внимание ребят, прививают интерес к предмету.
1.Учащимся в командах даются предметы, и они должны назвать из какого произведения предмет, и какова его роль в тексте (работаем с деталями), назвать автора.
Шкатулка
А.С.Пушкин «Метель»
Здравствуйте, Алла Юрьевна! Интересный материал, обязательно расскажу о Вашем блоге нашим учителям русского языка и литературы.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,Наталия Викторовна,буду признательна, если мой опыт пригодится Вашим коллегам!
УдалитьАлла Юрьевна, с удовольствием будем перенимать Ваш опыт. Спасибо большое, что делитесь с нами своими находками и опытом!
ОтветитьУдалитьБлагодарю от всей души за теплые слова!
УдалитьАлла Юрьевна, спасибо, что делитесь накопленным опытом. Интересно
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо Вам! За столько -то лет поднакопилось.
УдалитьАлла Юрьевна, огромное спасибо. С интересом ознакомилась с вашим опытом. Кое что можно попробовать.
ОтветитьУдалитьЛариса Германовна, с удовольствием всегда делюсь, спасибо Вам большое!
УдалитьСпасибо огромное!
ОтветитьУдалитьСколько полезного для себя нашла...Буду захаживать, Алла Юрьевна!
Захаживайте с удовольствием,Алина Ивановна! Будет очень интересно! Спасибо большое!
УдалитьАлла Юрьевна, я была на курсах учителей русского языка и литературы. Там нам давали некоторые приёмы работы с текстами. Например,работа с вопросами "Тонкие и толстые"(уровень задаваемых вопросов характеризует уровень мышления). Я давала детям задание придумать вопросы по ромашке Блума (это можно сделать по произведению).1 - простые(вопрос-ответ),проверяют конкретные знания;2-уточняющие: правильно ли я понял...;3-практические (где используют..);4-объясняющие,почему...(выявляются причинно-следственные связи);5-Оценочные (н-р,оцените( дайте оценку..) поведение(деятельность...),6-творческие(прогноз,предположение): Что было бы,если... Когда дети поняли,что я от них требую,попробовали,понравилось
ОтветитьУдалитьСпасибо большое! Эти приемы тоже использую, позже покаж их в "действии".
Удалить