четверг, 5 декабря 2019 г.

Проект "Я помню! Я горжусь!"

К проекту "Я помню! Я горжусь" присоединились ребята из Республики Беларусь со своей замечательной учительницей Алиной Ивановной Костюк, которая ведет блог "Уроки русского", чему я очень рада!
Ярослава Мурина , студентка 2 курса Мединститута, делится с нами своими воспоминаниями
Скорбь, какое-то тихое, беззащитное чувство вины, горькая обида и я – все вместе бредём от дома к дому. А мой старый, поношенный ботинок нервно подбрасывает ни в чём не повинные осенние листья. В сумке – баночка меда. Я несла её своему доброму другу – Григорию Семеновичу Давыденко, а его больше нет. Он ушел, хотя обещал рассказать еще одну историю. А я обещала привезти от дедушки волшебную баночку сладкого снадобья. 
…Последний раз я была у Григория Семёновича в мае, накануне праздника, и в очередной раз смотрела в глаза человеку, который видел войну и шёл через неё все долгие тревожные годы. В выгоревших от времени глазах девяностолетнего мудрого человека читала очередную историю его военного подвига и дивилась: сколько пережил - не сломался, живёт и хочет жить! 
Усадил меня в своё мягкое кресло, поставил на стол большую кружку, наполненную до краёв душистым травяным чаем, и начал очередную историю. 
Нет, не про войну: он не любил про неё рассказывать - рассказывал про свою семью, от которой остался взрослый непутёвый сын да привередливая кошка Семёновна с рыжим пятном около правого уха. 
В его скромной квартире на третьем этаже тихо и очень печально. На столе около кровати лежат книги, старые журналы «Приусадебное хозяйство» и раскрытый футляр. Очки он держит в руках, перекладывает из руки в руку, смотрит на меня и в очередной раз рассказывает о своей матушке – доброй женщине, родившей пятерых сыновей. Всех отправила на фронт, но благословила одного – на других не нашлось времени, приходилось много работать. Этому одному и крестик на память дала, который он по мальчишеской глупости прятал от чужих глаз, чтобы не засмеяли. А оказалось, что материнский оберег спас от верной гибели молодого солдата – выжил только он, четверо где-то похоронены, а может, «просто присыпаны землёй», как говорит Григорий Семёнович… 
Рожденный на белорусской земле, под Гомелем, прошел радистом пол-Европы, победу встретил в Германии, много раз смотрел смерти в глаза. 
…Слушаю внимательно, хотя всё это я знаю из прошлых рассказов. Каждый раз улавливаю новые интонации, замечаю, что слеза у Григория Семёновича скатывается на одной и той же истории о погибшем Алексее Волкове. Мы вместе пьём чай «за упокой души» его доброго друга из Смоленска, и слёзы, перемешанные с ароматом чабреца, дают облегчение. И так каждый раз: история, начатая с рассказа о матушке, переходит на истории, которых забыть нельзя, которые, как говорит Григорий Семёнович, «будят криком по ночам, стучат в окна, ломятся в двери, берут за грудки». 
А теперь его нет. Нет моего доброго друга, к которому я спешила сентябрьским тёплым днём после школы. Он не любил осень, говорил, что осенью ему особенно тоскливо. А весной – огород, грядки, шесть соток земли....Звонила, стучала в дверь – никто не ответил. На стук из соседней квартиры вышла женщина и сказала, что неделю назад похоронили моего доброго друга, ставшего мне дедушкой. Из-за двери с радостным мяуканьем выбежала Семёновна – узнала, прижалась к ноге. Я погладила её тощую спинку и ушла… 
…А я все-таки вернусь к Семёновне, отдам баночку меда доброй соседке, приютившей мурлыку, мы вместе попьём чая, помянем хорошего человека, настоящего ветерана и его доброго друга из Смоленска…
Спасибо большое, Ярослава!

Комментариев нет:

Отправить комментарий